Фрагмент для ознакомления
2
1. Министерство финансов РФ как орган финансового контроля: функции, полномочия.
Министерство финансов РФ в соответствии с По¬ложением о нем осуществляет контроль за исполнением федераль¬ного бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из него предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств го-сударственных (федеральных) внебюджетных фондов. В составе Ми¬нистерства финансов РФ создан Департамент государственного фи¬нансового контроля и аудита (бывшее Контрольно-ревизионное уп¬равление — КРУ), осуществляющий в соответствии с законодатель¬ством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.
В связи с передачей Министерству финансов РФ функций Феде¬ральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера его деятельности как субъекта государственного финансового кон¬троля значительно расширилась и получила новые черты.
Министерство финансов Российской Федерации:
проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств феде¬рального бюджета;
контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и дру¬гих федеральных средств;
проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяй¬ственной деятельности организаций по заданиям правоохранитель¬ных органов;
организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации органов местного самоуправления.
Осуществляя государственный финансовый контроль, Министер¬ство финансов РФ имеет право:
ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и предлагать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае оставления ими в установленные сроки отчетности о расходо¬вании ранее полученных средств;
взыскивать с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ и т.д.
Министерство финансов Российской Федерации является центральным звеном в системе финансового контроля исполни¬тельной власти является Оно осуществляет выработку единой государственной финансовой политики и нормативное правовое регулирование в финансовой сфере. В плане реализации функции финансового контроля Минфин России:
разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты феде¬ральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, установления оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законода¬тельства;
разрабатывает и утверждает порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, порядок осущест¬вления контроля за исполнением федерального бюджета и реализа¬ции мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного про¬цесса за нарушение бюджетного законодательства. Необходимо так¬же отметить, что Минфин России проводит большую работу по организации и обеспечению системного и качественного функциони¬рования негосударственного финансового контроля в стране, а имен¬но института независимого аудита.
Выполнение непосредственно контрольных функций возложено на несколько вновь образованных федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов РФ.
Роль главного инструмента бюджетно-финансового контроля в структуре исполнительной власти отводится Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Ее основной функцией является проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ. Параллельно служба должна проводить мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере. В соответствии с постановлением Пра¬вительства РФ Служба должна также осуществлять надзор за исполне-нием законодательства Российской Федерации о финансово-бюджет¬ном контроле ведомственными контрольными органами в структуре исполнительной власти и органами финансового контроля в субъек¬тах РФ и в муниципальных образованиях.
Кроме того, Служба вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получаю¬щих межбюджетные трансферты из федерального бюджета в части этих средств (п. 2 ст. 268 БК РФ).
Важной задачей Службы является организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Непосредственное проведение кон¬трольных мероприятий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет через свои территориальные органы.
Одним из ключевых звеньев в системе Министерства финансов РФ, реализующим функцию государственного финансового контроля, является Федеральное казначейство, которому придан статус федераль¬ной службы и переданы правоприменительные функции Министерст¬ва финансов по обеспечению исполнения федерального бюджета, в том числе и соответствующие контрольные полномочия. Контроль¬ные функции федерального казначейства и его территориальных ор¬ганов осуществляются на стадии предварительного и текущего кон¬троля при финансировании расходов организаций — получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открываемых им в территориальных органах Федерального казначейства, и последующе¬го контроля в процессе исполнения федерального бюджета.
Согласно ст. 267 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
непревышением лимитов бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета,
непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателя¬ми средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств,
наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Важную роль в обеспечении действенного финансового контроля БК РФ отводит главным распорядителям бюджетных средств.
Функциями административного финансового контроля могут на¬деляться как специально образуемые органы исполнительной власти, так и иные органы исполнительной власти, для которых финансовый контроль является частью их полномочий.
Конкретные вопросы подготовки и проведения контрольных меро¬приятий финансовыми органами, их взаимодействия с другими кон¬трольными, надзорными и правоохранительными органами подробно регламентированы в многочисленных инструкциях и положениях.
В рамках государственного финансового контроля специфические задачи по обеспечению наполнения доходной части бюджетов, свое¬временности и правильности расчетов юридических и физических лиц с государством решают налоговые органы.
Особую структуру имеет правовое обеспечение налоговых органов. Правовой статус и полномочия налоговых органов, порядок осущест¬вления налогового контроля регулируется в первую очередь федераль¬ными законами.
Налоговый контроль отличается существенными особенностями, поэтому его правовое регулирование рассматривает¬ся, как правило, обособленно, в качестве отдельного блока, хотя его главная задача — обеспечение интересов государства по наполнению государственных фондов денежных средств.
Налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой служ¬бой и территориальными налоговыми органами. Он проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения до¬хода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных законода¬тельством.
В целом можно отметить, что налоговый контроль осуществляется в форме последующего контроля и имеет четко определенную законо¬дательством направленность, а именно обеспечение наполняемости доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюд¬жетных фондов. Налоговые органы нельзя отнести в чистом виде к ор¬ганам государственного финансового контроля, поскольку их основ¬ная задача — фискальная, а контроль является важной, но вторичной функцией по отношению к основной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабина К.И., Данилова О.А., Еремина Е.А. Финансовое право. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2019. 280 с.
2. Бехер В. В., Кондукторов А. С., Лайченкова Н. Н., Литвинова Ю. М. Финансовое право. Учебник. — М.: Юстиция, 2020. 344 с.
3. Гольдфарб А. А. Финансовое право. Конспект лекций. — М.: Прометей, 2018. 128 с.
4. Грачева Е. Ю. Финансовое право. Схемы с комментариями. Учебник. М.: Проспект, 2018. 112 с.
5. Ивлиева М. Ф., Хачатрян Н. Р., Гуркин А. С. Финансовое право. Практикум. — М.: Статут, 2019. 212 с.
6. Мазурин С. Ф., Матыцина Н. В. Финансовое право. Учебник. — М.: Прометей, 2017. 398 с.
7. Мальцев В.А. Финансовое право (СПО). — М.: КноРус, 2018. 240 с.
8. Павликов С. Г., Ефимова Н. А., Иксанов И. С. Актуальные проблемы международного финансового права. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2017. 324 с.
9. Региональное финансовое право: монография / Н.М. Артемов, А.В. Богданова, Н.В. Васильева и др.; отв. ред. И.Б. Лагутин. М.: Юстицинформ, 2017. 316 с.
10. Риски финансовой безопасности: правовой формат: монография / О.А. Акопян, С.Я. Боженок, О.В. Веремеева и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 304 с.
11. Саттарова Н. А., Копина А. А. Актуальные проблемы финансового права. Учебник. М.: Прометей, 2018.